Форум

Ницше в образовании

juraqb: В учебном заведении работает еще одна программа, насчитанная на учащихся 7-10 классов «Введение в волеологию, основы здоровой и счастливой жизни». Основные задачи этой программы: 1. Ознакомление с современными подходами к проблемам человека и его жизни. 2. Ознакомление с природными факторами и социаными условиями сохранения здоровья. 3. Изучение принципов и методов жизнеобеспечения и самооздоровления. Целью этой программы является формирование у учащихся активной позиции здорового образа жизни. Обучение и воспитание школьников должно быть направлено не только на приобретение знаний, но и на сохранение здоровья, способствовать его укреплению и благоприятному развитию в процессе всей школьной жизни. http://gymn26.minsk.edu.by:8080/main.aspx?uid=92350

Ответов - 4

juraqb: IV. Авторский курс "Чему учил и не учил Заратустра" Составитель программы: доцент Садовников В.Н. 1. Цели и задачи дисциплины Задача данного курса - ознакомить студентов с основными положениями философии жизни Ф.Ницше. Целью курса является: раскрыть основные понятия и идеи философии Ф.Ницше; указать на фальсификацию отдельных положений Ф.Ницше; привить навыки самостоятельной работы с философскими текстами. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать основные понятия и идеи, уметь их обосновать. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов Семестры Общая трудоемкость дисциплины 85 VI I Аудиторные занятия 34 Лекции 34 Практические занятия (ПЗ) - Семинары (С) - Лабораторные работы (ЛР) - и (или) другие виды аудиторных занятий - Самостоятельная работа 36 Курсовой проект (работа) - Расчетно-графические работы - Реферат - И (или) другие виды самостоятельной работы) - 3 самостоятельные работы 15 Вид итогового контроля ( зачет , экзамен) VI I 4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплин и виды занятий (Тематический план) Тематический план № темы Название темы Всего часов лекции семинары СРС 1 Учение Ницше о нигилизме. 2 2 4 2 Ницше о современной культуре и причинах ее деградации. 6 6 6 3 Учение о жизни как о воле к власти. 4 4 4 4 Свобода как воля к собственной ответственности. 2 2 4 5 Учение о морали. Происхождение добра и зла. 6 6 4 6 Этика любви к дальнему. 2 2 4 7 Идея вечного возвращения. 2 2 2 8 Учение о сверхчеловеке. 2 2 2 9 Фальсификация идей Ф.Ницше. 4 4 2 10 Ницше и Достоевский. 4 4 4 11 Смысл жизни перед лицом смерти. Смысл смерти перед лицом к жизни. 5 12 Великий Инквизитор – это сверхчеловек? 5 13 Сравнительный анализ жизнепониманий: Экклесиаст и Христос (Нагорная проповедь). 5 И Т О Г О: 34 34 51 4.2. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Учение Ф.Ницше о нигилизме Слова Ницше «Бог мертв». Происхождение и сущность нигилизма. Виды нигилизма. Жизнь как основа для переоценки всех ценностей. Определение «ценности». Тема 2. Ницше о современной культуре и причинах ее деградации Торгово-промышленный натиск. Доход, нажива как мера культуры. Военно-бюрократическая (государственная) тирания. Утилитарная пошлость масс. Демократизм и пошлость образования. Изменение ритма жизни. Наука как фабрика. Истинные причины, основания и цели культуры. А.Швейцер о кризисе культуры и его причинах. Ортега-и-Гассет: «Восстание масс», человек науки - враг культуры, варварство специалиста. Наукообразное мракобесие. Тема 3. Учение о жизни как воле к власти Тело как большой разум. Определение понятия «жизнь». О противоположности и взаимодействии дионисического и аполлонического. Суть философии жизни. Волюнтаристский активизм Ф.Ницше. Жизнь – воля к власти, становление – бытие. Речь «О старых и молодых бабенках». Тема 4. Свобода как воля к собственной ответственности Бремя и кошмар свободы. Великий инквизитор о свободе. Свобода – это всегда «свобода для», а не «свобода от». Свобода и добродетель. Воля к власти и вседозволенность. Тема 5. Учение о морали. Происхождение добра и зла Мораль как условие выживания и сохранения народов. Добро и зло – точка зрения оценивающего. Критика христианской морали. Различные типы добродетели и добродетельных. Учение о дарящей добродетели. Мораль «господ» и мораль «рабов». Тема 6. Этика любви к дальнему Основание этики любви к дальнему. Основные качества любящего дальнее. Этика любви к дальнему как трагическое жизнепонимание. Отношение к смерти. Два вида сострадания. Тема 7. Идея вечного возвращения Болезнь и кошмар Заратустры. Великая тайна жизни. Дух тяжести и последняя вершина Заратустры. Вечное возвращение как возвращение того же самого. Тема 8. Учение о сверхчеловеке Сверхчеловек – это свобода. Сверхчеловек – это суверенный индивид. Учение о трех кастах. Сверхчеловек – это господин самому себе. Различные варианты понимания идеи сверхчеловека: М.Хайдеггер, Ж.Делез, Ф.Юнгер, С.Л.Франк . Сверхчеловек – это развитие человека без заранее установленного масштаба. Тема 9. Фальсификация философии Ф.Ницше «Мое учение в опасности, сорная трава хочет называться пшеницею!». Сон Заратустры. Национализм – безумие. Национализм – враждебная культуре болезнь. Единая Европа и европеец как новый вид жителя Европы. «Немецкий дух» – это мой дурной воздух». Антисемитизм – запустение немецкого духа. Социализм – младший брат деспотизма.

juraqb: Тема 10. Ницше и Достоевский Герои Достоевского – это «неудавшиеся», несостоявшиеся, больные, озлобленные люди. «Герой», «сверхчеловек» Ницше – это неукротимая воля к жизни. Одиночество героев Достоевского как оставленность, заброшенность, покинутость. Жизнь как торжество «хищников» и зла у Достоевского. Жизнь как источник радости у Ницше. Личность и свобода по Достоевскому и Ницше. Псевдоатеизм героев Достоевского. Герой Достоевского – не «сверхчеловек». Два этапа в становлении «свободного ума». Достоевский – сострадание к твари. Ницше – сострадание к творцу. Человеколюбие и гуманизм Достоевского и Ницше. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов. Ницше Ф. Веселая наука. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для свободных умов. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего. Ницше Ф. К генеалогии морали. Полемические сочинения. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Делез Ж. Ницше. СПб., 1997. Достоевский Ф.М. Записки из подполья. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Достоевский Ф.М. Бесы. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: избранные страницы. М., 1989. Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» //Франк С.Л.Сочинения. М., 1990. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» //Вопросы философии. 1990, № 7. Юнгер Д. Ницше. М., 2001. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Список рекомендуемой литературы. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Не предусмотрено. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Курс лекций и указанная литература. Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки специальностей факультетов СПбИТМО (ТУ). http://www.ifmo.ru/philosophy/ http://www.ifmo.ru/philosophy/philoprob.html

juraqb: Статьи о Ницше заведующего кафедры философии, кандидат философских наук, доцента САДОВНИКОВА Валерия Николаевича О философском веселье или веселых философах (Екклесиаст и Ницше). Ницше и Достоевский. Культура. Образование. Университет. Чему учил и чему не учил Заратустра http://www.ifmo.ru/philosophy/article.html


WISHMASTERR: Да побывать бы на этих занятиях, послушать...



полная версия страницы