Форум » Дискуссии » Образ сверхчеловека в классической литературе » Ответить

Образ сверхчеловека в классической литературе

Чертёнок: Господа форумчане! Открываю тему для обсуждения образа сверхчеловека в классической литературе. Под классической я понимаю литературу, написанную настоящими знатоками жизни, которые умеют вырисовывать характеры, заражать читателя переживаниями героев. Элемент фантастики или мистики допускается лишь в гомеопатических дозах, как например "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Такие книги, как "Мастер и Маргарита" заведомо не катят, не говоря уж о всевозможной фантастике, фентези и проч. Так что прошу вас заранее Не позорьте себя ссылками на всякие там "Миры", толкиенов, поттеров, звездные и межгалактические войны и прочую муру. Это не умнее, чем ссылаться на средневековые рыцарские романы или сказки 1001 ночи. Умнее было бы сослаться на мифологию. Практически у любых народов мы можем найти подобные образы: Ахилл, Геракл у греков, нарты в абхазских сказках, недоносок Мауи у полинезийцев. По богатству и многообразию сверхчеловеческих образов мифология заведомо богаче всей современной мистико-фантастической ерунды. Но и это не в тему. В данном случае наибольший интерес представляют книги, в которых автор выводит образ сверхчеловека так, словно он появился в его время, в его обществе, нравы которого автору достоверно известны. Подсказка: Сверхчеловек не должен быть лощеным, неуязвимым, не подверженным болезням, депрессии, страху и проч. Напротив, сверхчеловек в нашем обществе крайне уязвим - на нем сосредоточивается внимание ressintiment более чем на ком-либо другом. Только хитрость, коварство, блеф, богатство эмоциональной жизни (неотъемлемой частью которой являются негативные эмоции, в т.ч. страх, депрессия и т.п.), мастерство любовника и благоприятное человеческое окружение, умело им самим построенное, могут спасти его от неминуемой гибели или ломки личности. Как показывает исторический опыт, даже в более здоровые эпохи сверхчеловек всегда погибал насильственной смертью: Алкивиад, Цезарь, Чезаре Борджа. Что уж говорить о нашем больном гнило-завистливом обществе! P.S.: Ссылки умнейших представителей форума я буду воспринимать как рекомендации к прочтению ;)

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Doctor: Чертёнок, не стоит делать ссылки на столь сомнительные сайты...

Чертёнок: Doctor! Все сайты сомнительны! И не только сайты: я могу Вам дать примеры весьма сомнительных статей из БСЭ. Что ж, мне теперь и ссылки не делать?

Freser: Странно, что крестного отца не предложили.Еще, как вариант Вотрен или Карлос Эрерра у Бальзака. "Блеск и нищета куртизанок"


SRM: Вы серьёзно? Крёстный отец - моралист, который пляшет от одной ценности - семьи (привет Америка). Сверхчеловек - это не просто сильный и местами безпринципный персонаж, это "дерзновение духа" и танцы над бездной.

Freser: Ну, не совсем сверхчеловек.Но формула реализации воли к власти у него интересная.

SRM: Ну в принципе у крёстного отца жизнь разделена на две части. В одной он утверждает себя в окружающем мире и это более или менее согласуется с волей к мощи. Он являет собой твёрдого и сильного человека, расставляющего вокруг себя хлюпиков) по степени их способностей и мужества. В другой он как бы говорит, что всё это, не более, чем бизнес и обустройство своей семьи) Во второй части фильма (извиняюсь, но книгу я не читал) у его сына это разделение рушится как карточный домик, хотя зачатки этого видны уже и в первом фильме. Всё таки глава мафии, покупающий фрукты и весело играющий со своим внуком как то...

Freser: Ну в общем то умение держать себя при необходимости просто и казатся всго лишь безобидным стариком - часть его дипломатического таланта.А так согласен.Там показан конфликт мафии старого поколения, в лице Вито, и нового в лице Солоцо и Барзини. Новое поколение уже не так церемонно в вопрсах чести и более жестоко и беспринципно в средствах.И конфликт произошел из-за того, что дон не пожелал связыватся с наркотиками, которые сулили небывалую выгоду, но сего представлением о бизнесе не вязались.Ну а Майкл вообще не собирался быть мафиозо, и взял эту роль от неизбежности, и стремился "отмыть" бизнес своего отца, что у него получается плохо.А интересно прежде всего то, как дон "предлагал свою дружбу".Свой авторитет, ему удалось приобрести благодаря репутации честного человека, так в Италии называли мафиозо, которого он добился единственным убийством.Это было возможно только среде сицилийцев, где мафия имела многовековую репутацию защитниwы от иноземных захватчиков.А дальше он давал услуги в долг, и постепенно наращивал свое могущество.И в лице политиков и власть имущих сумел выглядеть как наименьшее зло, благодаря чему, заручился их поддержкой.

SRM: Слово "дружба" здесь действительно без кавычек не обходится) А за безобидного старика я бы его не принял, даже если бы просто встретил на улице)) Я бы сказал, что принципы нового поколения были уже неизбежны после старого.

SRM: Да и возвращаясь к Ницше - не то. Думается, вряд ли Фридрих счёл бы за сверчеловека того, кто пытаясь вырваться из нищеты и спасти свою семью стал бы на путь аморального дельца, но с остатками добрых чувств внутри своего семейного мирка и неприятием любых средств для достижения целей. Сверхчеловек должен быть сверх во всём, другие чувства, другое наполнение, другие семейные отношения и проч.. Начинка должна быть другой.

Freser: Да масштаб не тот, не спорю. Но даже Чезаре Боржиа,Юлий Цезарь и Александр Македонский еще не вполне сверхлюди, а скорее высшие люди, только прототипы.Сверхчеловек по ту сторону наших представлений. Мы мыслим слишком "человечески".

juraqb: Freser согласен с вами. тогда получается что сверхчеловек для простых людей выглядит как бог. потомучто никто не может его понять. сначала надо определиться кто такой сверхчеловек а потом иго искать. я вижу сверхчеловека в фантастических фильмах. не те на которых толще броня, а те кто принимает множество нетривиальнах решений.



полная версия страницы