Форум » Дискуссии » Образ сверхчеловека в классической литературе » Ответить

Образ сверхчеловека в классической литературе

Чертёнок: Господа форумчане! Открываю тему для обсуждения образа сверхчеловека в классической литературе. Под классической я понимаю литературу, написанную настоящими знатоками жизни, которые умеют вырисовывать характеры, заражать читателя переживаниями героев. Элемент фантастики или мистики допускается лишь в гомеопатических дозах, как например "Портрет Дориана Грея" Оскара Уайльда. Такие книги, как "Мастер и Маргарита" заведомо не катят, не говоря уж о всевозможной фантастике, фентези и проч. Так что прошу вас заранее Не позорьте себя ссылками на всякие там "Миры", толкиенов, поттеров, звездные и межгалактические войны и прочую муру. Это не умнее, чем ссылаться на средневековые рыцарские романы или сказки 1001 ночи. Умнее было бы сослаться на мифологию. Практически у любых народов мы можем найти подобные образы: Ахилл, Геракл у греков, нарты в абхазских сказках, недоносок Мауи у полинезийцев. По богатству и многообразию сверхчеловеческих образов мифология заведомо богаче всей современной мистико-фантастической ерунды. Но и это не в тему. В данном случае наибольший интерес представляют книги, в которых автор выводит образ сверхчеловека так, словно он появился в его время, в его обществе, нравы которого автору достоверно известны. Подсказка: Сверхчеловек не должен быть лощеным, неуязвимым, не подверженным болезням, депрессии, страху и проч. Напротив, сверхчеловек в нашем обществе крайне уязвим - на нем сосредоточивается внимание ressintiment более чем на ком-либо другом. Только хитрость, коварство, блеф, богатство эмоциональной жизни (неотъемлемой частью которой являются негативные эмоции, в т.ч. страх, депрессия и т.п.), мастерство любовника и благоприятное человеческое окружение, умело им самим построенное, могут спасти его от неминуемой гибели или ломки личности. Как показывает исторический опыт, даже в более здоровые эпохи сверхчеловек всегда погибал насильственной смертью: Алкивиад, Цезарь, Чезаре Борджа. Что уж говорить о нашем больном гнило-завистливом обществе! P.S.: Ссылки умнейших представителей форума я буду воспринимать как рекомендации к прочтению ;)

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Чертёнок: На мой взгляд необыкновенно сильный и богатый образ сверхчеловека выведен в книге Ги де Мопассана "Милый друг" в лице главного героя Жоржа Дюруа. Всем рекомендую. В качестве подтверждения сверхчеловечности этого образа замечаю, что многие, кому я давал эту книгу на прочтение, не смогли ее прочитать, хотя читают много, быстро и с охотой. Один даже признался, что она "унижает его мужское достоинство". ;)

paladin17: Трудно сказать. Приходит в голову разве что хренотень наподобие Печорина и проч. Или Бендер. ;) Читаю мало, наверное.

вервольф: "Преступление и наказание" Достоевского . Раскольников - начинающий сверхчеловек , ударами топора в квартире проценщицы от прорубил себе дорогу к вершинам , но не смог до конца избавится от овечьей морали - и ему не удалось пройти по своему Пути до конца "Повесть о настоящем человеке" - тем более герой не вымышленый можно порекомендовать "Сокрытое в листве" - про самураев


Чертёнок: вервольф пишет: Раскольников - начинающий сверхчеловек Раскольников - конченый человек... ;)

Logoz: я бы сказал неудавшийся

Белокурый зверь: Согласен по поводу Раскольникова сама тема полета которую дает каждое удачное преступление прекрасна.Ведь по сути там где сотни миллионов карабкаются годами все может быть разрешено парой мощных ударов топором.В Раскольникове хорошо показана окрыляющая сила преступления.

Чертёнок: Белокурый зверь пишет: .В Раскольникове хорошо показана окрыляющая сила преступления Мне сразу вспомнился голубь, который на моих глазах врезался в фонарный столб и упал замертво. Уникальное событие. Но то голубь: с голубями такое редко случается - столь точно "ошибиться". А вот люди - раскольниковы - сплошь и рядом и восвсю "ошибаются". Туда им и дорога, раскольниковым... ;)

Белокурый зверь: Разумеется Алекс де Ларж из "Заводного апельсина " Энтони Берджеса,совершенно аморальное ,жестокое животное .Такой легкости ,такого полета я больше не встречал нигде ,не в одной книге .Алекс кромсающий людей бритвой ,Алекс насилующий женщин,Алекс визуализирубщий сцену убийства христа где "я был одет по последней римской моде" , Алекс трахающий двух малолетних телок под аккомпонимент 9 ой симфонии Бетховена. Шедевральная книга .80 страниц читаются на одном дыхании.Мой выбор

Админ: Пора бы вспомнить о классической литературе...

Чертёнок: Чтобы оживить тему, подведем итог, кто был предложен в качестве образа сверхчеловека в классической литературе: Жорж Дюруа ("Милый друг", Ги де Мопассан) Печорин ("Герой нашего времени", Михаил Лермонтов) Остап Бендер (дилогия "Двенадцать стульев" + "Золотой теленок", Ильф и Петров) Алекс де Ларж ("Заводной апельсин", Энтони Берджюс) На дружественном ресурсе Ницшеана предложили также следующие образы: Гарри Галлер ("Степной Волк", Германн Гессе) Голдмунд ("Нарцисс и Голдмунд", Германн Гессе) Фрэнк Каупервуд (трилогия "Финансист", "Титан", "Стоик", Теодор Драйзер) Волк Ларсен ("Морской волк", Джек Лондон) Евгений Арбенин ("Маскарад", Михаил Лермонтов) Жильят (“Труженики моря”, Гюго) На обоих ресурсах был также предложен образ Раскольникова ("Престуление и наказание", Фёдор Достоевский). На обоих ресурсах был жестко отвергнут. (Мифологические персонажи, фентези и т.п. мной опущены. Всякий желающий может непосредственно ознакомиться с обсуждением.)

engineeer-Garin: Обсуждение в Ницшеане всё ещё продолжается. Читатели предлагают новых лит.героев.

MUSOVINI: На самом деле странное сочетание героев конформистов, а также героев трангресирующих конформистов. То есть по сути видно как в людях причудливо сплетаются эти два желания: бунт и ценности общества потребления. Хотя, это и есть постмодерн. Как то попал я на один семинар по философии, там философ, как раз объяснял что такое трансгресия. Он вобщем и говорит: я вот сейчас сижу перед вами и что-то там объясняю, а я может хочу ананировать, если бы я это и сделал это и была бы трансгресия. Кстати последователей ницше он назвал сверхчеловечками.

Иоанн: Мне сразу вспомнился голубь, который на моих глазах врезался в фонарный столб и упал замертво. Уникальное событие. Но то голубь: с голубями такое редко случается - столь точно "ошибиться". А вот люди - раскольниковы - сплошь и рядом и восвсю "ошибаются". Туда им и дорога, раскольниковым... ;) Про Расколькольникова Ваш пост последний и самый гадкий. Поэтому Вам и отвечу. Р-вых единицы. И на такое преступление готовы единицы. А самое главное тут даже не преступление а осознание преступления. А также покаяние и прощение вины. Вот лучше бы Федора михайловича внимательно читали, а не безбожника Ницше.

Doctor: Иоанн, Вам следовало хотя бы почитать Ницше. Ведь в том божественность, что существуют боги, а не бог. Богу, который любит, не делает чести заставлять любить Себя: он скорее предпочел бы быть ненавистным. А вот это он говорит о религии и Вас: Церковь - надгробная плита на могиле Бога. Более того, он раскрывает Вашу сущность: Верующий находит своего естественного врага не в свободомыслящем, а в религиозном человеке. и показывает, что Вы далеко не верующий, а глубоко религиозный человек. И это тоже сказал Ницше: Вы называете это саморазложением Бога: но это лишь его шелушение -- он сбрасывает свою моральную кожу! И вскоре вам предстоит увидеть Его снова, по ту сторону добра и зла. - намекая на то, что христианство, как и любая другая религия в целом и Вы в том числе, всего лишь шелуха... Вот так вот, наш маленький, забавный троль...

Иоанн: пальцем в небо

Doctor: Иоанн пишет: пальцем в небо стопой о землю.

Чертёнок: Иоанн пишет: Про Расколькольникова Ваш пост последний и самый гадкий. Спасибо за комплимент ;))

Иоанн: Доктор пишет стопой о землю. Титан. как вы делаете "такой- то пишет"? это ручками надо или есть функция такая?

Чертёнок: Иоанн пишет: как вы делаете "такой- то пишет"? это ручками надо или есть функция такая? Под каждым постом есть кнопочка "+цитата". Или хроническое ПГМ лишило Вас зрения?

Иоанн: Чертёнок пишет: Под каждым постом есть кнопочка "+цитата". Или хроническое ПГМ лишило Вас зрения? Благодарю Вас. Вы очень любезны.

Doctor: Чертёнок, не стоит делать ссылки на столь сомнительные сайты...

Чертёнок: Doctor! Все сайты сомнительны! И не только сайты: я могу Вам дать примеры весьма сомнительных статей из БСЭ. Что ж, мне теперь и ссылки не делать?

Freser: Странно, что крестного отца не предложили.Еще, как вариант Вотрен или Карлос Эрерра у Бальзака. "Блеск и нищета куртизанок"

SRM: Вы серьёзно? Крёстный отец - моралист, который пляшет от одной ценности - семьи (привет Америка). Сверхчеловек - это не просто сильный и местами безпринципный персонаж, это "дерзновение духа" и танцы над бездной.

Freser: Ну, не совсем сверхчеловек.Но формула реализации воли к власти у него интересная.

SRM: Ну в принципе у крёстного отца жизнь разделена на две части. В одной он утверждает себя в окружающем мире и это более или менее согласуется с волей к мощи. Он являет собой твёрдого и сильного человека, расставляющего вокруг себя хлюпиков) по степени их способностей и мужества. В другой он как бы говорит, что всё это, не более, чем бизнес и обустройство своей семьи) Во второй части фильма (извиняюсь, но книгу я не читал) у его сына это разделение рушится как карточный домик, хотя зачатки этого видны уже и в первом фильме. Всё таки глава мафии, покупающий фрукты и весело играющий со своим внуком как то...

Freser: Ну в общем то умение держать себя при необходимости просто и казатся всго лишь безобидным стариком - часть его дипломатического таланта.А так согласен.Там показан конфликт мафии старого поколения, в лице Вито, и нового в лице Солоцо и Барзини. Новое поколение уже не так церемонно в вопрсах чести и более жестоко и беспринципно в средствах.И конфликт произошел из-за того, что дон не пожелал связыватся с наркотиками, которые сулили небывалую выгоду, но сего представлением о бизнесе не вязались.Ну а Майкл вообще не собирался быть мафиозо, и взял эту роль от неизбежности, и стремился "отмыть" бизнес своего отца, что у него получается плохо.А интересно прежде всего то, как дон "предлагал свою дружбу".Свой авторитет, ему удалось приобрести благодаря репутации честного человека, так в Италии называли мафиозо, которого он добился единственным убийством.Это было возможно только среде сицилийцев, где мафия имела многовековую репутацию защитниwы от иноземных захватчиков.А дальше он давал услуги в долг, и постепенно наращивал свое могущество.И в лице политиков и власть имущих сумел выглядеть как наименьшее зло, благодаря чему, заручился их поддержкой.

SRM: Слово "дружба" здесь действительно без кавычек не обходится) А за безобидного старика я бы его не принял, даже если бы просто встретил на улице)) Я бы сказал, что принципы нового поколения были уже неизбежны после старого.

SRM: Да и возвращаясь к Ницше - не то. Думается, вряд ли Фридрих счёл бы за сверчеловека того, кто пытаясь вырваться из нищеты и спасти свою семью стал бы на путь аморального дельца, но с остатками добрых чувств внутри своего семейного мирка и неприятием любых средств для достижения целей. Сверхчеловек должен быть сверх во всём, другие чувства, другое наполнение, другие семейные отношения и проч.. Начинка должна быть другой.

Freser: Да масштаб не тот, не спорю. Но даже Чезаре Боржиа,Юлий Цезарь и Александр Македонский еще не вполне сверхлюди, а скорее высшие люди, только прототипы.Сверхчеловек по ту сторону наших представлений. Мы мыслим слишком "человечески".

juraqb: Freser согласен с вами. тогда получается что сверхчеловек для простых людей выглядит как бог. потомучто никто не может его понять. сначала надо определиться кто такой сверхчеловек а потом иго искать. я вижу сверхчеловека в фантастических фильмах. не те на которых толще броня, а те кто принимает множество нетривиальнах решений.



полная версия страницы