Форум » Дискуссии » Vote: Детерминизм, свобода воли и предопределенность поведения » Ответить

Vote: Детерминизм, свобода воли и предопределенность поведения

Mann: Предопределено ли наше поведение? Ницше считал: да, предопределено. Например, смотрим, что он пришет в "Злой мудрости", в параграфе 74. Или в "Страннике и его тени", 61. Такой взгляд был распространен еще в древнем мире, у римлян (мойры, фатум), особенно у стоиков. Эпикурейцы отстаивали свободу воли, и предсказали клинамен, непредсказуемые отклонения в микромире, подтвержденные в 20-м веке. Правда, нелегко найти связь между непредсказуемостью поведения электрона и свободой человека. Но почти всю историю господствовали идеи предопределенности, фатализма, причем как религиозного (Магомет, Кальвин, Лютер), так и атеистического (Спиноза, Гоббс, Лаплас, Ницше, Фрейд, Скиннер). Религиозные люди любят потолковать о свободе воли и об ответственности, но, как известно, христианская церковь осудила Пелагия, учившего о том, что человек может делать что-то доброе самостоятельно, без влияния Бога, как еретическое, тем самым расписавшись в том, что смотрит на человека, как на марионетку и автомат. Хаксли изложил ужасающее учение эпифеноменализма, мол, сознание наше - просто наблюдатель, тело все делает само! А сознание на него влияет не больше, чем тень на предмет, который ее отбрасывает. Марксисты, учившие, что бытие определяет сознание (ergo человек - это автомат, марионетка), вели суды и вменяли подсудимым "вину", которую сами же отрицали. Как же подсудимый может быть виноват, если его сознание было определено не им, а общественным бытием!? По Скиннеру, бихевиористу, знатоку поведения, в человеческом поведении вообще нет ничего своего! Все извне! Стимул - реакция.

Ответов - 33, стр: 1 2 All



полная версия страницы