Форум » Дискуссии » Что такое аристократия? » Ответить

Что такое аристократия?

juraqb: АРИСТОКРАТИИ ПРАВЛЕНИЕ – форма господства меньшинства, состоящего из знатных представителей общества. Слова «аристократия» и «аристократический» происходят от греческого слова áristoV, означающего «лучшие». У Гомера оно употреблялось прежде всего в военном значении – «лучшие воины». Те места в Илиаде, где рассказывается о подвигах отдельных героев, носят названия áristeia Диомеда, Аякса, Патрокла и т.д. При всей их натянутости, претензии на существование героических предков типичны в среде аристократов. ЗАРОЖДЕНИЕ АРИСТОКРАТИИ Еще в глубокой древности во всех частях света находились люди, которые утверждали, что они от природы способны править более успешно, чем остальные. По-видимому, достижения отдельных лиц, наделенных чрезвычайным умом и доблестью, сформировали основу для таких претензий со стороны их потомков, по аналогии с результатами селекционного разведения лошадей, собак и других одомашненных животных, по которым видно, что отдельные желательные черты – сила, скорость, ум и другие – имеют тенденцию к передаче от родителя к потомку. Из этой посылки вытекают разнообразные виды и степени ограничений, налагаемых аристократическими обществами на браки своих членов; общее правило состоит в том, что знатный человек может вступить в брак только с ровней. Даже незаконнорожденные дети знатных отцов отстаивают права на знатность, несмотря на происхождение своих матерей – самым известным примером является, пожалуй, герцог Вильгельм Нормандский, после 1066 король Англии по праву завоевания. Принцип заключается в том, что благородная кровь, унаследованная (предположительно) от отцовской стороны, обладает достаточным превосходством, чтобы иметь преимущество над обычной даже после разбавления. Однако довольно часто знатные люди, вступая в браки с представителями простого народа и следовательно, нарушая долг аристократа поддерживать чистоту крови, навлекали на себя строгие санкции вплоть до изгнания из общества и лишения прав на наследство. Мистика знатной крови была особенно сильна в ранние периоды истории и в Средние века. В Новое время ее постепенно сменили другие, более рациональные оправдания привилегированного статуса знати. Довод в пользу сохранения аристократии стал в большей степени опираться на превосходство, якобы дарованное ее исключительными культурными возможностями и достижениями. Но сохранилась также и прежняя вера в биологическое превосходство знати, достаточная для того, чтобы поддерживать высокий уровень высокомерия и снобизма титулованных особ, а также чувство почтения к ним «простонародья». Именно так обстоит дело в регионах с сильными аристократическими традициями. Хотя претензии на статус аристократии первоначально основывались на происхождении, ее правление (как, возможно, впервые указал Аристотель) с поразительной частотой оправдывалось как логическое следствие обладания богатством. Аргументация может принимать одну из двух форм: (1) обладание богатством свидетельствует об особой божественной избранности или необычных качествах и достоинствах; (2) обладающие богатством люди обязаны его охранять и поэтому должны распоряжаться им мудро, как управляющие или попечители общества, а для этого требуется, чтобы богатые люди (составляющие меньшинство) обладали бы властью, так как если бы ее получило неимущее большинство, то оно перераспределило бы собственность. Первый аргумент имел сторонников во всех эпохах и культурах. Возможно, наиболее известными примерами являются пуританская доктрина избранных (процветание как знак благодати божьей) и ставшее знаменитым Слово о богатстве Эндрю Карнеги с его социал-дарвинистской трактовкой денежного успеха как свидетельства высшей «приспособленности» в «борьбе за существование». Второй аргумент о собственности как ответственности, требующей политической власти для предохранения от алчности бедноты, является общим местом в политической философии после Аристотеля, особенно заметным в мышлении английских вигов и американских федералистов. Однако претензии аристократов на социальную полезность не оставались неизменными. Богатство немногих может рассматриваться просто как следствие природы вещей, и тогда для оправдания власти аристократии выдвигаются два основания: (1) она является необходимым оплотом против демократического раздела богатства; (2) богатые люди способны править более ответственно, чем любые другие, потому что потеряют больше от ошибочного правления или национальной катастрофы. Именно поэтому Оливер Кромвель и его зять Генри Айртон сопротивлялись левеллерам, требовавшим в 1640-х демократического избирательного права. Сама идея «столпов общества» была введена для оправдания господства аристократии или олигархии, основанного на богатстве. Вероятно оттого, что обладание собственностью зачастую выглядит случайным и не зависящим от личных качеств (например, при наследовании богатства), апологеты аристократического правления редко довольствуются одним лишь доводом о богатстве. У плутократии как таковой немного защитников. Гораздо чаще встречается аргумент, подчеркивающий культурное и моральное превосходство, обеспечиваемое богатством, рафинированным воспитанием и возможностями хорошего образования. Аристократ, исходя из этой логики, может проявлять бoльшую объективность, либерализм, терпимость и просвещенность в таких ситуациях, когда от политика-демократа можно ожидать обращения к беспринципной манипуляции и безответственной демагогии. В то время как демократ может надеяться избежать возмездия за проступки, применяя политическое маневрирование, аристократ защищен от недостойных приемов или ухищрений собственным кодексом чести и желанием сохранить одобрение равных. Известное правдоподобие этим претензиям придает тот факт, что в различные периоды истории аристократы действительно предъявляли к себе весьма суровые требования и внедряли чрезвычайно высокий стандарт личной цельности и самопожертвования. Средневековый рыцарский кодекс свидетельствует о таких устремлениях, а его центральный принцип – noblesse oblige («положение обязывает») воплотил альтруистический идеал рыцарства в двойном его значении: знатное происхождение не только требует («обязывает») служить другим из вежливости и христианского смирения, но и накладывает долг («обязывает») ставить нужды других, особенно слабых и беззащитных, выше собственных. Дух самоотрицания и служения надличностным ценностям характерен и для других знаменитых аристократов – от класса воинов древней Спарты до японских самураев (см. РЫЦАРСТВО). Происхождение. Военное мастерство, особенно в первобытных и аграрно-традиционалистских обществах, играло главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которых основывается аристократия. Таково, например, происхождение знати среди греков героической эпохи и происхождение римской аристократии. Однако в обществах, зависящих от централизованной администрации, управляющей крупномасштабным ирригационным земледелием или морской торговлей, – таких как египетская, вавилонская или минойская цивилизации, – вполне возможно, что сначала священнические или, в ряде случаев, административные и коммерческие функции определили высший социальный и экономический статус нескольких семей, позволив им разделить власть с монархами и даже установить олигархические структуры, способные противостоять царю, когда он был слаб или его политика означала слишком явное отступление от традиций. Когда аристократия тесно переплетается с администрацией, государство приобретает многие черты аристократического правления – сильный консерватизм и сопротивление крайнему рассеиванию или крайнему сосредоточению власти. Китайское чиновничество (мандарины) – классический пример административной элиты как почти неодолимого оплота статус-кво. Другие хорошо известные примеры – служилое дворянство в царской России, наделенные дворянскими титулами гражданские служащие ancien regime («старого режима») во Франции (noblesse de la robe – буквально «дворянство мантии») и административная иерархия средневековой Византии. источник http://www.krugosvet.ru/articles/125/1012568/1012568a1.htm

Ответов - 100, стр: 1 2 3 4 5 All

Админ: Аристократизм это не просто пафос и воля но и тенденция, цель. Перечитайте "По ту сторону добра и зла" отдел "что аристократично?".

Logoz: paladin17 пишет: У кого есть цель, большая индивидуальной жизни, у того и волевое превосходство. +1 paladin17 пишет: Современные сектанты и религиозные фанатики в гораздо большей степени аристократы, чем кто бы то ни было еще. +0.9

Doctor: Странно получается... мы ищем, выявляем аристократов, хотя, на мой взгляд, сами аристократы должны выделятся, а не мы или кто-то другой их выделять. Возможно, аристократизм исчез как явление (нынче же нет к примеру рыцарей, но некоторые поступки называем рыцарскими), либо произошла трансформация аристократизма, изменились свойства, в результате чего и возникли сложности в определении.


paladin17: Doctor, аристократия никогда не навязывается - это противоречит ее духу. Потому ее и не видно.

Админ: Спорный тезис.

paladin17: Врожденное чувство "права по рождению" - не атрибут ли аристократичности?..

Админ: Аристократия начиналась с того что из лесу в деревню выходил богатырь с дубиной и говорил: "отдавайте мне ваш урожай и самых красивых женщин!". А селяне посовещавшись отвечали: "мы будем регулярно выполнять твои требования но и ты за это будь добр охраняй нас от других богатырей". То есть смысл аристократии именно в том чтобы навязать себя толпе. То что потомкам аристократов всё давалось по праву рождения и завоёвывать власть уже было не нужно - лишь способствовало их вырождению. Викинги у которых не было наследования тутилов и имущества были на столько пассионарны что славились как лучшие воины, продолжительное время спасали Северную Европу от христианской чумы, плавали в Америку за столетия до Колумба (!!!) и даже их нынешние потомки живут прекрасно по сравнению со всем остальным миром не смотря даже на не особенно развитую промышленность в скандинавских странах. Авангард белой расы это скандинавы а не немцы и не славяне.

paladin17: Админ, тогда сегодняшняя аристократия - это рекламщики. Вот уж кому до вырождения как до Луны пешком!

Админ: Ой как вы сильно вы ошибаетесь... Вся рекламная стилистика стран периферийного капитализма это третьесортная пародия на рекламу западного мира, а реклама западного мира местами талантлива, местами посредственна а местами бездарна. Так или иначе всё ориентировано на рынок, на то чтобы сделать из человека потребителя. "Нас заставляют ходить на работу которую мы ненавидим чтобы мы покупали дерьмо которое нам не нужно" - Паланик. Современный мир оставил только одну форму "аристократии" - торговую (т.е. олигархию).

Doctor: Админ пишет: Современный мир оставил только одну форму "аристократии" - торговую Японский премьер-министр Накагава, появившийся в пьяном виде на публике, покончил жизнь самоубийством. То есть и в этой среде есть понятия чести, достоинства. Вы можете представить, чтобы наш любимый Путин совершил такое? На западе, в результате кризиса, так же некоторые руководители из числа элиты, поступили подобным образом, чтобы сохранить свою честь и честь компаний. А ведь им было что терять в этой жизни, но они выбрали смерть, сохранив честь, а не позорную жизнь.

paladin17: Админ, Doctor, Вы друг друга стоите.

Админ: Doctor вы так говорите наш любимый Путин как будто есть ещё "не любимый"! А Путин не любимым быть не может )))))))))))))))

Logoz: паразит = хищник ?

Админ: Не всегда.

paladin17: А вот наоборот - верно. Почитайте "Голема" С. Лема. (Конечно, нужно отказаться от нравственного оттенка этого слова).

Админ: Хищник это тот, кто берёт силой а паразит тот от кого никакой пользы. Хомячёк или морская свинка тоже паразиты ) А от хищника явная польза - он регулирует характер нижеследующих звеньев пищевой цепочки.

Doctor: Такое чувство, будто школьник отвечает... Осталось только добавить, что хищник хороший, а паразит плохой, чтобы остальные детишки поняли. Если рассматривать с точки зрения пользы, то она в обоих случаях тождественна. Наличие паразитов характерно для слабого иммунитета, будь то организм или же финансовая структура - не важно. Паразит служит индикатором и в тоже время самим фактором разрушающим больную структуру. Роль паразита недооценена вами.

Doctor: Я уже давно для себя отметил, что более вредно полезное и более полезно вредное, ибо нет ни полезного, ни вредного...

Админ: Doctor пишет: Я уже давно для себя отметил, что более вредно полезное и более полезно вредное, ибо нет ни полезного, ни вредного... Прямо Пелевин. Я не очерняю паразитов. Я сам паразит, но в паразите всё же есть что-то пассивное.

Doctor: Почему волк не выращивает овец, а просто берет тех, что уже имеются? Разве можно жить только потребляя?



полная версия страницы