Форум » Дискуссии » Самое непонятное в философии Ницше » Ответить
Самое непонятное в философии Ницше
®)) PI-H ((®: Или для Вас всё понятно? Если последнее, тогда как Вы понимаете вот эти слова Ницше:[quote]Ницше © «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей»624. Против физического атома. Чтобы понять мир — мы должны быть в состоянии вычислить его: чтобы быть в состоянии вычислить его — мы должны иметь постоянные причины — так как в действительности мы таких постоянных причин не находим, то мы их выдумываем — таковы атомы. Таково происхождение атомистики.[/quote] Почему Ницше называет атомы выдуманными? Или почему он говорит вот это:[quote]Ницше © «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей»634. Критика механизма. Необходимо устранить два популярных понятия «необходимость» и «закон»; первое ложно приписывает миру принуждение; второе — свободу. Вещи не подчинены ни регулярности, ни правилу — нет вещей (это наша фикция); столь же мало их поведение находится под влиянием необходимости. Здесь нет повиновения, ибо то, что нечто таково как оно есть, т. е. столь сильно или столь слабо — это не есть следствие повиновения или правила, или принуждения…[/quote] Так Вы понимаете всё это?...
Ответов - 5
paladin17: Вот конкретно тут, кажется, все и так понятно. Н. говорит о том, что под сумму действий на чувства подсовывается ложная причина, ложное "бытие" (коль скоро человек и самого себя рассматривает как "бытие", как нечто постоянное и неделимое). Так появляются "вещи" и их наиболее рафинированные формы - "атомы".
®)) PI-H ((®: paladin17Вот конкретно тут, кажется, все и так понятно. Н. говорит о том, что под сумму действий на чувства подсовывается ложная причина, ложное "бытие" (коль скоро человек и самого себя рассматривает как "бытие", как нечто постоянное и неделимое). Дело не в ложных причинах, тем более что Ницше утверждает...Ницше © «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей»633. Два следующих одно за другим состояния (одно — «причина», другое — «следствие») — ошибка. Первое состояние не может действовать, второе — не есть результат какого-либо действия. Дело в том, что само бытийное представление ложно, отсюда атом вымысел бытийного плана так как...Ницше © «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей»Понятие «атома», различие между «седалищем движущей силы и ею самой» ...годное для тех формул, какими мы научились описывать всё то, что мы об атомах знаем. Это не даёт понимания, но даёт возможность включить, то что мы называем атомом в арсенал наших средств и хоть как-то использовать. Наука никогда не даёт понимания, она лишь даёт возможность обрести новые средства оперируя ранее полученными... На счёт «необходимости» и «закона» что у Вас?
paladin17: ®)) PI-H ((®, зачем было спрашивать если и сами все понимаете?.. И со вторым то же. Все ведь написано вполне понятно, споткнуться не обо что.
Doctor: Насчет атомов: как я понимаю Ницше не отрицает существование, а лишь намекает, что атом - временная постоянная причина. Насчет механизма: здесь Ницше встает полностью на сторону исключения, погрешности, случайности и оно в некоторой степени оправдано, но менее, чем обратная сторона. Ибо как быть относительно календаря? - это полбеды, беда возникнет когда мы коснемся письменности...
®)) PI-H ((®: DoctorНасчет атомов: как я понимаю Ницше не отрицает существование, а лишь намекает, что атом - временная постоянная причина. Временная постоянная? Ну-ну... Ладно не будем... Разумеется Ницше не отрицает, что под тем, что мы называем атомами и впрямь что-то есть, тобишь они измышлены не на пустом месте. Но то на какой почве они измышлены мягко говоря оставляет желать лучшего:«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» © Ницше Всем известны эти процедуры: отбрасывают, насколько это возможно, «разум» и «цели»; показывают, что при условии достаточного количества времени все может произойти из всего; не скрывают злорадной усмешки каждый раз, как снова удается свести какую-нибудь кажущуюся преднамеренность в судьбе растения или белка к давлению и толчку; короче говоря,— если позволено в таком серьезном деле шутливое выражение — поклоняются принципу наибольшей глупости... Давление же и толчок сами не поддаются «объяснению», от actio in distans (действие на расстоянии) избавиться невозможно; вера в самую возможность объяснения утрачена и приходится с брюзгливой миной сознаться, что возможно лишь описание, а не объяснение... И вот что он предрекает для науки:«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» © Ницше динамическое истолкование мира, с его отрицанием «пустого пространства», с его атомами-уплотнениями в скором времени овладеет умами всех физиков, причем, правда, к силе придется присоединить еще какое-то внутреннее свойство. Этого ещё не случилось, но зачатки к этому имеются. Я видел (сейчас не вспомню ссылки) теорию, в которой элементарные частицы представлялись вихрями, таким вот вихревым образом атом довольно хорошо описывается гидродинамикой, причём вероятность нахождения элементарной частицы (зачастую это электрон) трансформируется в гораздо более понятную плотность распределения, а это значит, что «пустого пространства» как такого-го не остаётся...DoctorНасчет механизма: здесь Ницше встает полностью на сторону исключения, погрешности, случайности До погрешностей ему вообще нет дела, он их никак не касается, а на счёт случайностей Ницше ничего не меняет, он ведь говорит:«Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» © НицшеВещи не подчинены ни регулярности, ни правилу — нет вещей (это наша фикция); столь же мало их поведение находится под влиянием необходимости. Разве такое ущемляет то, что мы привыкли называть случайностью? Да нисколько!
полная версия страницы