Форум » Дискуссии » Отражение ницшеанства в массовой культуре » Ответить

Отражение ницшеанства в массовой культуре

SuperHomo: С удивлением обнаружил, что ницшеанство нашло себе отражение в произведении массовой культуры! Речь идёт о фантастическом сериале «Андромеда» идущем на канале «стс» по будням после полуночи. Что участники форума думают по этому поводу?

Ответов - 307, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All

Demogorgon: В таком случае это: здоровое предпочтение хищника травоядному. в значительном смысле метафора, ведь Ницше в своей философии уделял основное внимание человеку и сверхчеловеку, а прямых параллелей с животными не проводил, разве что эпизодические сравнения, носящие скорее литературно-аллегорический характер; тем более на мой взгляд данная метафора не совсем корректна и с точки зрения зоологии и этологии (науки о поведении животных), ведь в дикой природе есть много различных примеров, которые противоречат определению хищника как одиночки и травоядного как стадного существа. У людей всё совсем по-другому, чем у зверей, и это необходимо учитывать, ибо отличия тут имеются весьма существенные. Тут скорее можно говорить о том, что Ницше был хищником духа, но ведь он же был и жертвой.

Summer: в значительном смысле метафора, ведь Ницше в своей философии уделял основное внимание человеку и сверхчеловеку, а прямых параллелей с животными не проводил, разве что эпизодические сравнения, носящие скорее литературно-аллегорический характер; тем более на мой взгляд данная метафора не совсем корректна и с точки зрения зоологии и этологии (науки о поведении животных), ведь в дикой природе есть много различных примеров, которые противоречат определению хищника как одиночки и травоядного как стадного существа. У людей всё совсем по-другому, чем у зверей, и это необходимо учитывать, ибо отличия тут имеются весьма существенные. Тут скорее можно говорить о том, что Ницше был хищником духа, но ведь он же был и жертвой. У Ницше дух это тоже тело, поэтому параллель хоть и эпизодическая, но не аллегорическая. Нужно понимать, что Ницше, отчасти, противопоставлял христианской (именно в плане физиологии) философии, которая презирала тело, здоровые телесные инстинкты, которые в хищнике представляют наибольший витализм, чем в травоядных (несмотря на различные примеры из этологии). Однако хищник не выводится у Ницше в качестве идеала, его даже нет среди высших людей Заратустры. Так что, выводимая некоторыми, хищническая философия, из некоторых слов Ницше, конечно же притянута за уши.

Demogorgon: Summer пишет: У Ницше дух это тоже тело, поэтому параллель хоть и эпизодическая, но не аллегорическая. Как аллегорические я предполагал образы животных в творчестве Ницше, а не его представления о духе; ну, а если гипотетически предполагается метафорическое отождествление в творчестве Ницше понятия духа с телом животного, то это и есть аллегория; но не будем отвлекаться на случайные теории... Однако, в предисловии к "Весёлой науке" Ницше приводит некую старую поговорку: "Три гордых зверя делят трон - гордый дух, павлин и конь". У Ницше понятие духа метафорично; и, возможно, иногда будучи в значительной степени связанным с телом, дух не является всецело его узником, а скорее как бы неким спутником, способным к перевоплощению; а кроме того у Ницше имеются рассуждения в отношении духа вообще, то есть духа как некоего объективного понятия. Сам Ницше не привязывает дух к телу, он скорее не отрицает такой связи, заявляя нечто наподобие этого: "Мы, философы, не вольны проводить черту между душой и телом, как это делает народ, ещё менее вольны мы проводить черту между душой и духом".


Demogorgon: Summer пишет: Нужно понимать, что Ницше, отчасти, противопоставлял христианской (именно в плане физиологии) философии, которая презирала тело, здоровые телесные инстинкты, которые в хищнике представляют наибольший витализм, чем в травоядных (несмотря на различные примеры из этологии). Ну, если говорить о витализме, то он в принципе у хищников и не больший, чем у травоядных, если имеется в виду традиционное определение витализма; а рассматривать инстинкты с точки зрения их целесообразности видимо предпочтителнее в первую очередь во внутривидовом контексте; с обобщениями спешить не следует, наверное. Кстати, некоторые примеры из этологии вполне достойны внимания хотя бы потому, что в значительной мере противоречат сложившимся стереотипам. Просто довольно часто можно наблюдать рассуждения, представляющие попытки выплыть за рамки неких стереотипов на основании поверхностных выводов из других не менее нелепых стереотипов, что обычно приводит к ещё большему заблуждению. Ещё если порассуждать, то Ницше вряд-ли противопоставлял что-либо именно христианской философии, ибо скорее всего побрезговал бы избрать себе столь ничтожного врага; он выступал против христианского догмата и христианства вообще; однако, Ницше как минимум пару раз употреблял заимствованный из истории христианской философии термин "схоластика" в пренебрежительно-иронической манере.

Demogorgon: Summer пишет: Однако хищник не выводится у Ницше в качестве идеала, его даже нет среди высших людей Заратустры. Так что, выводимая некоторыми, хищническая философия, из некоторых слов Ницше, конечно же притянута за уши. Совершенно согласен с данным выводом. Разумеется, определять философию Ницше именно как хищническую философию - ошибочно и невежественно.

Summer: У Ницше понятие духа метафорично; и, возможно, иногда будучи в значительной степени связанным с телом, дух не является всецело его узником, а скорее как бы неким спутником, способным к перевоплощению; а кроме того у Ницше имеются рассуждения в отношении духа вообще, то есть духа как некоего объективного понятия. Сам Ницше не привязывает дух к телу, он скорее не отрицает такой связи, заявляя нечто наподобие этого: "Мы, философы, не вольны проводить черту между душой и телом, как это делает народ, ещё менее вольны мы проводить черту между душой и духом". На мой взгляд, Ницше не мыслил дух как некую субстанцию, а если он таковой не является, то его место в теле и нигде больше. Метафоричность же такая, как и у слова "душа", которая есть так же "нечто в теле".

Demogorgon: Не считаю термин субстанция определяющим в плане определения Фридрихом местонахождения духа, ибо чтобы не быть строго заключённым в теле не обязательно называться субстанцией. Более того, считаю теорию ограничения распространения духа телесными рамками некой неоиррационалистической утопией. Дух - довольно широкое философское понятие; это же не внутренний орган вроде печени или почек; правда, иногда работа внутренних органов способна отразиться и на состоянии духа. Но ведь даже само тело не всегда заключено само в себе, оно являет себя окружающему миру, да и может вступать в связь с другим телом, иметь продолжение в потомстве, а у духа несколько иное выражение и иное продолжение. Наверное, в определённых случаях тело можно условно определить на роль носителя духа, но в любом случае дух имеет или может иметь своё определённое или неопределённое в какой-то степени независимое распространение. Что касается Ницше, то я не помню примеров, где бы он ограничивал дух рамками тела или вообще некими границами; думаю, что подобные ограничения были бы не в духе Ницше; а вот примеров, свидетельствующих об обратном мне встречалось немало. Цитат приводить сейчас не стану, хотя среди них имеются весьма замечательные, но ограничусь примером, представляющим название книги Ницше - "Рождение трагедии из духа музыки", где Фридрих наделяет духом бестелесную субстанцию, если можно так выразиться. Впрочем, это рассуждение уже выходит за рамки темы...

Summer: Есть совершенно чёткий ницшеанский контекст, в котором противопоставляется метафизическое материальному, и в этом контексте, "дух" это просто слово, обозначающее совокупность ряда переживаний. Непонятна ваша озабоченность заключённостью духа в теле :), лично меня это никак не смущает, так же как и то, что например, моё воображение или сознание тоже есть часть тела, а вернее его продукт. И если дух ни есть производная вашего тела, то значит он откуда-то нас вас сходит, а это уже христианское (или другое идеалистическое) убеждение, не помню чтобы Ницше его разделял.

Demogorgon: Summer пишет: Есть совершенно чёткий ницшеанский контекст, в котором противопоставляется метафизическое материальному, и в этом контексте, "дух" это просто слово, обозначающее совокупность ряда переживаний. Иными словами, есть соответствующая цитата Ницше, или имеется в виду некий иной контекст? Почему было бы не привести для ясности сей контекст непосредственно в виде цитаты, если она способна была бы что-то прояснить? Впрочем, я не спорю, что "дух" - это слово... но меня больше интересует дух как понятие. Summer пишет: Непонятна ваша озабоченность заключённостью духа в теле :) Это не озабоченность, а скорее недоумение, причины которого я изложил прежде довольно подробно. Я лишь заметил, что Ницше ничего подобного не утверждал, и вряд-ли мог утверждать, о чём свидетельствуют приведенные выше примеры. Если я ошибаюсь, то прошу подтвердить мою неправоту соответствующими цитатами Ницше. Summer пишет: И если дух ни есть производная вашего тела, то значит он откуда-то нас вас сходит, а это уже христианское (или другое идеалистическое) убеждение, не помню чтобы Ницше его разделял. О происхождении духа мы ещё и не говорили, но думаю, что вопрос о его (духа) происхождении для Ницше вторичен, а куда важнее настоящая суть духа, степень его безграничности, а так же его аллегорическое и метафорическое значение... P. s.: Есть высказывание у Ницше об эволюции духа как бы свидетельствующее...

MUSOVINI: Summer пишет: лично меня это никак не смущает, так же как и то, что например, моё воображение или сознание тоже есть часть тела, а вернее его продукт. Вброс бреда: Если дух материален, то он подчиняется законам сохранения, которым подчиняется вся материя. То есть законам сохранения энергии, импульса и момента импульса. Физиологические эксперименты же не установили утечки энергии куда-то в дух, или же истечения её из духа. То есть никакой ПСИ-энергии не установлено. В то время как в наличии духа вы можете удостовериться в таком акте как умозаключение: Я существую. Вброс бредского бреда: В акте "я существую" вы можете усмотреть проявление своей воли, но в опытном факте того что вашей воли не подчиняется вся часть наблюдаемого вами мира, вы можете установить и наличие других волей. Вброс бреда замкнутого на самом себе: Есть воля к власти. Каждая часть мира стремиться подчинять и не подчиняться. Подчинять это значит приближать к себе, не подчиняться значит удаляться от того кто хочет тебя подчинить. То есть всё в мире это притяжение и отталкивание. Если что-то притягивается под действием сильной воли к власти, то оно становиться единым, если она слабеет, то берут силу другие воли к власти, и оно становиться многим и отталкивается. Стремление к жизни это стремление стать единым, стремление к смерти это стремление распасться на части, стать многим. То есть стремление к жизни это проявление сильной вкв, стремление к смерти(в нирвану, избавлению от страданий, к слиянию с миром) - это проявление слабеющей вкв. Но притяжение-отталкивание, единое-многое, жизнь-смерть, порядок-хаос, гравитация-энтропия - это противоположные понятия, при отражении переходящие сами в себя, как две стороны одной медали. То есть они есть проявление чего-то единого, одной медали. Значит есть что единое. Есть воля к власти.

Summer: Demogorgon пишет: Иными словами, есть соответствующая цитата Ницше, или имеется в виду некий иной контекст? Почему было бы не привести для ясности сей контекст непосредственно в виде цитаты, если она способна была бы что-то прояснить? Есть философия Ницше, она материалистична. У Ницше нет высказываний по поводу не существования Кришны например, давайте теперь будем говорить о том. что он допускал его существование... Ещё что касается цитат, то меня устраивает единственная приведённая вами.

Doctor: Иногда воля к глупости сильнее воли к власти...

Demogorgon: Summer пишет: Есть философия Ницше, она материалистична. У Ницше нет высказываний по поводу не существования Кришны например, давайте теперь будем говорить о том. что он допускал его существование... Ещё что касается цитат, то меня устраивает единственная приведённая вами. Философия Ницше слишком разнообразна по своей философской направленности , чтобы определять её как материалестическую; Ницше не являлся убеждённым материалистом, его творчество - это своеобразный симбиоз различных философских направлений и литературных стилей. Вообще в истории мировой философии Ницше определяется как философ-иррационалист. По поводу Кришны говорить не буду, если у Ницше нет высказываний относительно чего-то или кого-то, то не стоит и утверждать что-то об его отношении к этому; тем не менее у каждого есть право предполагать что угодно; но другое дело - пытаться что-либо безосновательно утверждать. Цитату я намеренно выбрал для данного случая метафорическую. Приведенная мной цитата прямо говорит лишь о том, что не следует полностью разделять понятия (в данном случае душа, тело, дух), что свидетельствует о допущении некоторой степени их взаимосвязи, но не более, и вовсе не указывает на их абсолютную пренадлежность друг другу, а косвенно свидетельствует об обратном; высказывание обращено к философам, что подразумевает философское отношение. Если бы Ницше хотел указать на некую принадлежность понятий или определить их иерархию, то, разумеется, высказывание было бы совершенно иным. Но на случай если метафоричность осталась без должного внимания и не нашла понимания, то с удовольствием напомню и о духе музыки. P. s.: Продолжаю данную дискуссию не столько с целью в чём-то убедить или что-то доказать, а скорее из желания потренироваться в правильности и последовательности в изложении собственных мыслей.

Demogorgon: Doctor пишет: Иногда воля к глупости сильнее воли к власти... Часто они тождественны.

Summer: Demogorgon пишет: Философия Ницше слишком разнообразна по своей философской направленности , чтобы определять её как материалестическую Она разнообразна по своей направленности, но не по позиции относительно метафизического, потустороннего. Это, вроде как, должно быть очевидно.

Demogorgon: Summer пишет: Она разнообразна по своей направленности, но не по позиции относительно метафизического, потустороннего. Это, вроде как, должно быть очевидно. Прочитав половину предложения, захотели сменить тему? Я, вообще-то, о метафизическом и потустороннем в ходе данной дискуссии не писал: о метафорическом было, а о метафизическом не..

Summer: Demogorgon пишет: Прочитав половину предложения, захотели сменить тему? А о чём мы с вами говорили, по-вашему? Я, вообще-то, о метафизическом и потустороннем в ходе данной дискуссии не писал: о метафорическом было, а о метафизическом не. Я придерживаюсь контекста разговора, а он о том, что дух у Ницше это производная тела, так как Ницше материалист. У вас же расплывчатое мнение на этот счёт.

Doctor: Ницше не материалист и не идеалист. Придумайте что-нибудь другое. Да и не к чему это... Понятие в любом случае ограничивает и искажает.

Summer: Вы такой свободомыслящий, Doctor, мне до вас далеко :))

Doctor: Два локтя по карте.



полная версия страницы