Форум » Дискуссии » Сверхчеловек » Ответить

Сверхчеловек

SuperHomo: Подыскивая достойное определение для понятия «сверхчеловек» Я обратился к аналогиям из древне-японской культуры. Так родилось следующее определение: «Сверхчеловек – самурай воспринимающий в качестве хозяина-сёгуна своё собственное Сверх-Я и с фанатичной преданностью ему служащий.» Обычного человека можно напугать смертью. Сверхчеловека - нельзя. Потому что: СМЕРТЬ – ПУТЬ САМУРАЯ! Ибо Я люблю тебя о вечность!

Ответов - 85, стр: 1 2 3 4 5 All

mason: Зёбра я думал, ты девушка. Тем более, что ник женского рода...

WISHMASTERR: Зёбра Номиналисты не верили в объективное существование общих понятий

mason: WISHMASTERR Да ты знаком ли с наукой 20-ого века? Деррида, Соссюр, Фуко.... Эти имена нам ни о чем не говорят?


mason: PS. Для тех, кто не в курсе,- номинализм был направлением схоластики и благополучно скончался еще в 15 веке...

WISHMASTERR: mason Слушай знаком. И поверь мне в 20 веке есть более значительные фигуры. Ты че не понел о чем я? Ты сразу цитируй их, я буду их критиковать. Хочешь обсудить наличиее общих понятий?

WISHMASTERR: mason Для тех кто не в курсе: по настоящему филосфские вопросы бессмертны.

Зёбра: WISHMASTERR по настоящему филосфские вопросы бессмертны Фигня. Не может быть!

mason: Вишмастер: «Ты че? Ну ты че, а?» Масон: «Сударь, о чем вы говорите?» Вишмастер: «Слушай! Ну это... как его...» Масон: ??? Вишмастер: «Ты лучше сразу че-то цитируй, а я уже буду критиковать! А то я по-другому не играю.» Масон: «Бывает!» Масон: «И потом, потрудитесь уже говорить на Вы!»

SuperHomo: WISHMASTERR Вера в бога также мнногих может искалечить. Вы же цепляеетесь за старую систему моральных ориентиров лишь потому, что ваш разум не способен сгенерировать новую...

Libertine : mason пишет: цитатаPS. Для тех, кто не в курсе,- номинализм был направлением схоластики и благополучно скончался еще в 15 веке... как всегда есть всего по два. И есть два номинализма. Вы говорите о номинализме как о учении. А есть номинализм как группа некоторых иррациональных направлений, таких как неокантианство, феноменология, постструктуразм (!). Короче еще один раздел в учебниках философии. Алексей К. пишет: цитатаИ не забывайте его пророчество (уже сбывшееся): «Ещё одно столетие читателей - и дух сам будет смердеть» А Вы не боитесь так буквально понимать каждое слово Ницше? И кстати, если вспомните, неудачно, на мой взгяляд, вырвано из контекста, фактически это касается массового образования - его слепого навязывания "культуры" чтения всем подряд, а не в принципе всех читающих.

Libertine : Алексей К. пишет: цитатаЗачем превращать всё в базар? Я также был когда-то паражён честностью Ницше. Так жить-это даже не подвиг, это нечто большее. Я увидел человеческую душу, как далеко он смог заглянуть. Не забывайте, что наш удел-одиночество. Изредко перекликаться друг с другом-вот, что нам необходимо (причём стыдливо). Не зря Ницше в кругу умной спорящей молодёжи, торопящейся высказать своё мнение, тихо сидел в углу. Хм. Но одно "но". У Ницше нет одного типа "новой аристократии". В данном случае он говорил о философах. Но он еще говорил, например, о "воинах" (но не военнослужащих) - им остается одиночество только в минуты "мира", но в основном их жизнь борьба. Плюс он в многих местах "противорчит" себе (на то он Ницше) - опять в зависомости от жизненной ситуации. Говоря о горе Елеонской, он сам является "обезьяной бога" (его выражение), яростно набрысываясь на тех мыслителей, кто генерирует все слабое, являясь, по сути, провокатором. Состояние, которое он назвал "закатом" - когда нужно спускаться с гор и биться за "нетронутые чистые источники". Проще сказал juraqb: "Я бы сказал не искажение а разные версии понимания. Например: Ницше это сатанист. Ницше сионист. Ницше ф-т. Ницше для слабых одиночек Ницше для сильных индивидуалов Ницше это коллектив лидеров" Можно добавить многих других, но суть понятна.

Helmut: drlord пишет: цитатаОткуда Ваша уверенность, что истина вообще есть? Старое заблуждение. НЕТ НИКАКОЙ ИСТИНЫ

SH: Отблеск танцующей звезды. Идея сверхчеловека – ах, сколько дискуссий и кривотолков она вызывала и вызывает! «Сверхчеловек» – символ заклейменной христианством греховной гордыни. «Сверхчеловек» - это для кого-то очень страшное, а для кого-то очень сладкое слово. Вот кто-то пусть даже шёпотом произносит его – и вокруг уже кружит назойливый рой маститных и важных академических профессоров философии. Отмеченные бесчисленными дипломами и регалиями эти признанные властители дум появляются ибо они заинтересованы в том, чтобы всем всё стало Ясно, чтобы все всё поняли Правильно! Почёсывая плешивые головы, они торжественно восклицают: «Сверхчеловек – это просто миф! Сверхчеловек – это утопия, порождённая в следствии эстетизации волевого порыва!». Хотя если идея сверхчеловека – утопия, то идея человека – тоже утопия… И лишь бессовестным теологам пришлось по вкусу слово «сверхчеловек», они говорят: «Сверхчеловек – это Богочеловек Христос сын Божий!» - не будем же к ним слишком строги, ведь их призвание в том, чтобы изгадить всякое проявление здоровья, всякую великую идею... Так что же такое сверхчеловек по Ницше? Для него это был совсем не пустой миф, и не бесплотный недостижимый идеал (эдакая кантовская «вещь в себе»). С точки зрения Ницше это вполне конкретный и определённый вид людей который по его собственным словам «возникал и возникает», который «всегда может быть возможен» и которым «при благоприятных условиях могут быть целые поколения и народы»! Вот что философ пишет в книге «Ecce Homo»: «Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам – слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, - почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»… Другой учёный рогатый скот заподозрил меня из-за него в дарвинизме: в нём находили даже столь зло отвергнутый мною «культ героев» Карлейля, этого крупного фальшивомонетчика знания и воли. Когда же я шептал на ухо, что скорее в нём можно видеть Чезаре Борджа, чем Парсифаля, то не верили своим ушам». Не верили своим ушам? Точнее не хотели верить. Но что же взять с интеллигенции явившимся естественным продуктом христианской цивилизации.

SH: Они ему: «Сверхчеловек – святой?», а он им: «Не совсем… как бы помягче выразится… скорее он похож на Чезаре Борджа…». Смешно! Столь крайнее определение призванное вернуть их с небес на землю! Сверхчеловеку принадлежит свобода. Свобода по Ницше – есть воля к собственной ответственности, способность пожертвовать собственной жизнью и жизнями окружающих ради достижения своих целей. Сверхчеловек – ярковыраженный пассионарий, представитель хищной породы людей, созидатель народов, культур, высших ценностей. Тип сверхчеловека – это тип подлинного аристократа. У истоков каждого аристократического рода стоит свой сверхчеловек. Он может быть представителем самых различных наций - ибо «возникает на различных территориях земного шара и среди различных культур». Таким образом, сверхчеловек избавлен от необходимости являться носителем какого-либо одного определённого этнического компонента. По Ницше, человеческое стадо следует «рабской морали», сверхчеловек же – субъект доминирования иной морали; «морали господ». Сверхчеловек – отклонение от плебейской общечеловеческой нормы, потенциально историческая личность, преисполненная внутренней силы и целеустремленности (именуемых в разных культурах как «Ци», «Вирту», «Воля к власти»…). Разумеется, ни о каком «святом богочеловеке» не может быть и речи, такую интерпретацию и сам Ницше считал абсурдной. Таким образом, ни Будда, ни Христос (ни прочие основатели традиционных нигилистических религий) не могут быть расценены как воплощения ницшеанского сверхчеловека, т. к. их учения были учениями декаданс, направленными в сторону противоположную жизни, в то время как мудрость ницшеанского сверхчеловека должна представлять из себя тотальное утверждение жизни и воли к власти над смертью, упадком, добровольным угасанием, опусканием руки и т. д. Анализируя ницшеанскую философию можно провести параллель между тремя основными кастами в общественном устройстве и тремя «превращениями человеческого духа» выделяемыми Ницше. Ибо, по сути, речь всегда идёт об одном и том же принципе иерархии - только в первом случае он показан на примере социума, а во втором на примере отдельной личности. В представлении философа каждый из этих трёх человеческих классов находится на определённом этапе духовного развития. Человеческой массе, большинству, широкому основанию общественной пирамиды соответствует «дух верблюда», т. е. идеал грубого труда, смиренного проводника чужой воли. Воинам и стражам, рыцарской касте соответствует «дух льва», т. е. идеал воинской храбрости, благородства, доблести и силы.

SH: Высшая же каста, «каста немногих» достигла последнего «превращения духа» - «ребёнка», она - «самокатящееся колесо», она не ведет греха и олицетворяет саму жизнь. Её добродетель это детский смех и детская непосредственность. Высшая каста существует для того, чтобы заново открывать мир, порождать ценности. Её отличает неописуемая лёгкость, лёгкость танца, она будто бы не живёт, а играет. Сверхчеловек как представитель этой высшей касты – есть великое «Да» обращённое к бытию - бьющее через край жизнеутверждающее начало. Воин + философ + художник в широком смысле = вот формула сверхчеловека. «Жизнь всякого благородного - неразрывная цепь полных опасности приключений; он ищет не счастья, но возбуждения игрой» - то есть в качестве движущего стимула для сверхчеловека позиционируется дионистический экстаз достигаемый от реализации воли к власти и высвобождения собственных инстинктов: «Не удовлетворённость, но стремление к власти, не мир вообще, но война…». Сверхчеловек для Ницше – символ самой жизни. Он не ведает смерти, он идёт по жизни смеясь, и даже погибает, заливаясь радостным детским смехом. Сверхчеловек как ратник жизни и здоровья является врагом для всего больного и упадочного, что есть в сердце человеческой культуры, – он беспощадно разбивает старые, сделавшиеся вредными скрижали. Таков далеко не полный набор эпитетов и определений существующих для раскрытия главной идеи одного из самых оригинальных мыслителей девятнадцатого столетия. «Кого же именно считать сверхчеловеком?» – вопрошает стадо. Разумеется, для этого нет, да и не может быть никаких «объективных» критериев. «Тварь я дрожащая, или право имею?!» - каждый сам решает для себя этот вопрос. Слова и даже поступки всегда могут иметь в глазах окружающих несколько причин и трактовок. Основным принципом, определяющим принадлежность индивида к тому или иному классу духовной иерархии, выступают глубочайшие убеждения личности, самоидентификация – вера (см. «По ту сторону добра и зла»), диктующая ту или иную поведенческую модель, особый стереотип поведения. «Высшая душа – чтит сама себя» - истинно чтит, наделяя себя правом на рождение истины. Естественно случай Раскольникова (для которого бремя сверхчеловека оказалось слишком тяжело), описанный в романе Достоевского «Преступление и наказание» не может служить аргументом против Ницше… скорее это просто аргумент против Раскольникова. Случай человека, который ошибочно отнёс себя к более высокой касте, наделённой от природы иными ценностями и приоритетами, даже совершил не моральный и преступный с точки зрения обычных людей поступок, но не смог вынести его последствий, (т. е. собственных угрызений совести по этому поводу, поздно явившегося к нему осознания собственного заблуждения) – всё это отнюдь не отвергает, а только подтверждает необходимость различной морали для различных видов человека и то, что одним никогда не следует дозволять себе мысли и поступки других.

SH: Беспристрастным же судьё для всех выступает сама жизнь, которая всё расставит на свои места. Ницше писал, что человек – это канат натянутый над пропастью, канат между животным и сверхчеловеком. Переоценка всех ценностей вполне может явиться не этапом, а концом жизненного пути. Но лишь готовые проделать этот рискованный путь смогут оказаться на другом берегу. Идея сверхчеловека – это идея великого преодоления, великого созидания. Без дерзающих, одержимых фанатиков-сверхчеловеков, люди не покинули бы своих пещер. Современная тотальная деградация человечества связана с победой интересов толпы над интересами сверхчеловека, победой посредственного одинакового большинства над гениальным сверхчеловеческим меньшинством, победой инстинкта нивелировки над инстинктом иерархии и элитарности. Серая бетонная стена закрыла радугу. Но что это! Уж ни новое ли поколение сверхлюдей призванных скорректировать движение общественной эволюции (для того, чтобы вернуть его в ренессансное русло) можно узреть в появившихся на самых разных территориях земного шара «детях-индиго»?! Возможно, природа даёт человечеству очередной шанс…

Бог: SH пишет: цитатаТаким образом, ни Будда, ни Христос (ни прочие основатели традиционных нигилистических религий) не могут быть расценены как воплощения ницшеанского сверхчеловека, т. к. их учения были учениями декаданс, направленными в сторону противоположную жизни только этого Ницше никогда не утверждал. И не мог утверждать: потому что это были учения для декадентов, а декадент- "нормальный" продукт старых культур. Когда их становится много,- нужно что-то придумать, чтобы вернуть людей к жизни. Вот ведь и себя он называл декадентом.... И именно с его легкой руки в Европе появилась масса продвинутых индивидов, называвших себя декадентами... Блок, кажется, тоже прошел через это интеллектуальное течение.

SH: Бог пишет: цитататолько этого Ницше никогда не утверждал Утверждал, ещё как утверждал! В той же "Ecce Homo". Бог пишет: цитатаИ именно с его легкой руки в Европе появилась масса продвинутых индивидов, называвших себя декадентами... А вот это ерунда! Ницше к богемному культурному двежению "декадентов", зародившемуся во Франции ещё в 18-м веке не имел ни малейшего отношения - и в число его идеологов не входил. Бог пишет: цитатаБлок, кажется, тоже прошел через это интеллектуальное течение. Блок? Да прошёл. Но его едва ли можно назвать продвинутым (скорее к нему применим термин "задвинутый")...

Бог: SH пишет: цитатаУтверждал, ещё как утверждал! В той же "Ecce Homo" например... Приведи цитату. Но Я сомневаюсь, что ты ее найдешь. SH пишет: цитатаА вот это ерунда! Ницше к богемному культурному двежению "декадентов", зародившемуся во Франции ещё в 18-м веке не имел ни малейшего отношения - и в число его идеологов не входил я и не говорил, что он был идеологом и имел отношение, но: ДЕКАДЕНТСТВО (франц . decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти". (Большой Энциклопедический Словарь) Единственное, мода на декаданс,- да и на само это слово,- появляется после выхода произведений Ницше и под их влиянием. "Неожиданный эффект", так сказать. SH пишет: цитатаБлок? Да прошёл. Но его едва ли можно назвать продвинутым (скорее к нему применим термин "задвинутый")... ну, так тоже можно сказать... Это просто известный пример. Но декаденство было очень широко распостранено у нас в период Серебряного века,- и кстати, как раз в среде читателей Ницше.

SH: Бог пишет: цитатанапример... Приведи цитату. Но Я сомневаюсь, что ты ее найдешь. То есть той где Ницше противопостовлял образ Заратустры образу Христа и образ сверхчеловека образу идеалистической породы высших людей и святых - не достаточно? Другие цитаты тоже есть и не только в "Eссe Homo", но в таком случае искать тебе их придётся самому...



полная версия страницы